Заседание комиссии по противодействию коррупции

Очередное заседание комиссии при министре земельных и имущественных отношений Республики Татарстан по противодействию коррупции состоялось 02.09.2021 с участием представителя Общественного совета при Минземимуществе Республики Татарстан, исполнительного директора некоммерческого партнерства «Союз оценщиков Республики Татарстан» Олега Булгакова.

Заседание провел министр земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Фаниль Аглиуллин.

На комиссии рассмотрены следующие актуальные вопросы:

1.    Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципальных унитарных предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Татарстан.

2.    О проведении проверки соблюдения требований к служебному поведению государственных гражданских служащих\

3.    Мониторинг задолженности перед бюджетами муниципальных образований Республики Татарстан по арендной плате за имущество и земельные участки.

4.    Участие в работе Комитета по мониторингу рынка недвижимости НП «Союз оценщиков Республики Татарстан» в целях формирования мониторинга цен объектов недвижимости, земельных участков и арендных ставок для его использования при подготовке сделок с государственным и муниципальным имуществом.

По данному вопросу выступил Олег Булгаков, отметивший важность проводимой работы как для оценщиков, так и для заказчиков оценки. Им были высказаны конструктивные предложения по развитию системы мониторинга и анализа рынка недвижимости. В частности, он отметил следующее:

результаты мониторинга цен объектов недвижимости, земельных участков и арендных ставок, проводимого Союзом оценщиков РТ с 2017 года, признаны охраняемой интеллектуальной собственностью Республики Татарстан и будут передаваться в Национальный архив РТ  (протокол рабочего совещания  по вопросу «О развитии архивной отрасли Республики Татарстан в рамках цифровой трансформации» от 05.08.2021 № ШГ-12-259, исх. № 3144 от 11.08.2021). Таким образом, предоставление данных результатов третьим лицам регламентируется в соответствии с порядком использования, публикации и предоставления нематериальных активов из архивных фондов и  ЕАИС РТ. 

    Первично  необходимость мониторинга была обусловлена обращениями предпринимателей и граждан РТ в адрес Уполномоченного при Президенте РТ по защите прав предпринимателей (п. 7 Перечня поручений Президента РТ Р.Н. Минниханова от 26.12.2016 №ПР-402).  По результатам коллегиального обсуждения было определено, что мониторинг выполняется  независимыми экспертами, как правило, на базе состоявшихся сделок  и направлен на получение субъектами оценочной деятельности  достоверной и непротиворечивой информации при содействии профессиональных участников рынка недвижимости, образовательных  и экспертных организаций, органов по управлению муниципальным имуществом, Минземимущества РТ,  с учетом госпрограмм поддержки населения и бизнеса Минстроя РТ, Минмолодежи РТ, Минсельхозпрода РТ, Минэкономики РТ, муниципалитетов.

    Мониторинг составлен на основе анализа и статистической обработки рыночных сведений о предложениях и сделках на незастроенные земельные участки и объекты капитального строительства, полученных из средств массовой информации, мультилистинговых систем объявлений, данных профессиональных участников рынка недвижимости, экспертов, результатов аукционов и сделок, в т.ч. с государственным и муниципальным  имуществом, совершенных с момента предшествующего выпуска.   

          Мониторинг определяет диапазоны цен и не может заменить процедуру определения рыночной стоимости конкретных объектов недвижимости. осуществляемую в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 №     Проведение мониторинга позволяет развить конкурентную среду, избежать споров хозяйствующих субъектов.

       С 2019 года в рамках мониторинга проводятся исследования рынка  жилой недвижимости в муниципальных районах Республики Татарстан

История вопроса: Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан (далее – Минстрой РТ) направлялись обращения (исх.№01-091672 от 05.02.2019, №01-09-8087 от 16.06.2020) в адрес Минземимущества РТ (МЗИО РТ) о необходимости проведения исследований средней расчетной рыночной цены одного квадратного метра площади жилого помещения, соответствующей средним условиям данного муниципального образования и обеспеченности коммунальными услугами (далее – запрос).

         Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.

        Ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставление жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилищного фонда социального использования относится к полномочиям органов местного самоуправления.

       Законом Республики Татарстан от 13.07.2007 № 31-ЗРТ «О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» регулируется порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

      Закон Республики Татарстан от 16.03.2015 № 13-ЗРТ «О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования» определяет порядок установления максимального размера дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества для предоставления гражданам жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в Республике Татарстан.

       Для определения указанных показателей применяется средняя расчетная рыночная цена одного квадратного метра площади жилого помещения, соответствующего средним условиям данного муниципального образования и обеспеченности коммунальными услугами (далее – цена кв. метра жилья).

      При расчете цены кв. метра жилья муниципальные районы испытывали трудности в связи с тем, что ни органы статистики, ни другие источники не публикуют информацию о стоимости жилья в разрезе муниципальных образований. Кроме того, отсутствие однозначного подхода к источникам информации о стоимости жилья в разрезе муниципальных образований исключает единообразие применения норм жилищного права на территории республики.  Аналогичные запросы, в связи с реализуемыми социальными программами, направляли муниципальные органы власти, Минмолодежи РТ, Минсельхозпрод РТ.  

      В целях актуализации очередного Сборника Мониторинга 6.06.2021 в адрес председателей исполкомов направлено обращение  о направлении Палатами ИЗО (УЗИО, КЗИО) информации о ценах сделок по продаже (сдаче в аренду) объектов недвижимости и земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, за 1-е полугодие 2021 года в срок до 06 августа текущего года      Было указано, что диапазоны мониторинга цен являются рекомендуемыми, но, в то же время, не имеют аналогов и широко используются при прогнозировании сделок и проверке отчетов об оценке органами власти всех уровней, судами, нотариатом, организациями различных форм собственности, реализующих приоритетные республиканские проекты.