Итоговое заседание антикоррупционной Комиссии и Общественного совета при МЗИО РТ

08.12.2022

 Состоялось итоговое расширенное заседание Комиссии при министре земельных и имущественных отношений Республики Татарстан по противодействию коррупции с участием Общественного совета при Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.

В мероприятии приняли участие члены Общественного совета – исполнительный директор Некоммерческого партнерства «Союз оценщиков Республики Татарстан» Олег Булгаков (выступление – ниже) , председатель Совета Фарит Мусин, руководитель организаций агропромышленного комплекса Назгат Магрифатуллин. представители Общественной палаты Республики Татарстан – советник руководителя Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Татарстан» Владимир Козонков, руководитель Центра общественного контроля РТ Артур Мустаев, ректор Казанского инновационного университета Асия Тимирясова.

В ходе совместного мероприятия рассмотрен ряд актуальных вопросов, касающихся совместной компетенции Комиссии и Общественного совета:

1.      О состоянии работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов за 2022 год.

2.      Взаимодействие с Палатами, Управлениями, Комитетами земельно-имущественных отношений.

3.      Проведение балансовой комиссии Министерства по рассмотрению финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий Республики Татарстан.

4.      Рассмотрение результатов отраслевого исследования о состоянии коррупции в Министерстве при участии Торгово-промышленной палаты Республики Татарстан, иных объединений предпринимателей согласно протоколу Общественного совета от 16.12.2021 № 3.

5.      О реализации функций общественного контроля

6.      Об итогах реализации мероприятий Дорожной карты в оценочной деятельности в 2022 году.

7.      О деятельности Общественного совета в 2022 году.

Выступление представителя Союза

Булгаков Олег Михайлович, исполнительный директор НП «Союз оценщиков РТ», член Общественного совета при МЗИО РТ

Об итогах реализации мероприятий Дорожной карты в оценочной деятельности в 2022 году

08.12.2022

                                                   Уважаемые коллеги!

Слайд 1

Оценка рыночной стоимости является стартовой составляющей сделок с государственным и муниципальным имуществом. От адекватной качественной оценки зависит и ликвидность имущества, и доходы бюджетов. Год назад, на аналогичном заседании, в целях системного обеспечения качества оценки, была поддержана инициатива по созданию Дорожной карты «Активизация экспертно-консультационной поддержки органов исполнительной власти и местного самоуправления в сфере оценочной деятельности».

Слайд 2

Соответствующий документ был утвержден МЗИО РТ и Советом муниципальных образований республики. Он имеется в раздаточном материале.

Слайд 3

Основные направления Дорожной карты: экспертиза отчетов об оценке, мониторинг рыночных цен, исследования рынка жилой недвижимости в муниципальных районах, стоимостное консультирование. Все они направлены на безвозмездную экспертную поддержку органов власти и местного самоуправления районов, реализацию социальных программ и предотвращение фактов коррупции.

Слайд 4

В начале года Министерство направило обращения в адрес Глав и затем ПИЗО муниципальных районов и городских округов для координации и оказания содействия реализации Дорожной карты. Союз оценщиков РТ проводил соответствующую работу по экспертной поддержке, о чем и было доложено по итогам полугодия.

Слайд 5

По состоянию на 05.08.2022 года, при субсидируемом плане 150 экспертиз на 2022 год, прошли экспертизу 218 отчетов об оценке по 37 муниципальным районам Республики Татарстан по запросам органов власти и местного самоуправления республики (82,2%). На экране представлена картина только по районам с показателями 0 или 1.

Все наши предложения по дальнейшей активизации экспертной поддержки были поддержаны реальными действиями Министерством, Советом муниципальных образований и Управлением Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики.

  Слайд 6

Результат наглядно представлен на слайде и в раздаточном материале.

Это практически полный охват районов экспертной поддержкой, активизация по крупным городам и районам.

Слайд 7

Фактически, по показателям экспертной поддержки, отсутствует взаимодействие только с Палатами земельно-имущественных отношений Атнинского и Тукаевского районов.

Хочу обратить внимание, что наряду с высокой текучестью кадров, во многих ПИЗО отсутствует адекватная контактная информация на сайтах муниципальных образований. Где она есть – нередко устаревшая, не единообразная, даже со ссылками на домены недружественных стран.

Например, на сайте ПИЗО Атнинского района никаких контактных данных нет вообще. В ЭДО председатель тоже отсутствует.

Слайд 7

Тем самым впрямую нарушаются права граждан – потребителей муниципальных услуг, Закон РТ о противодействии коррупции – в частности, по пунктам, представленным на слайде

( обеспечение и защита основных прав и законных интересов физических лиц и организаций,  публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

 сотрудничество государственных органов и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества и физическими лицами).

По показателям мониторинга сделок с муниципальным имуществом, на основе которого формируется Сборник мониторинга (в раздаточном материале) с теми же районами отсутствует контакт. Тукаевский район представлял информацию на месяц позже после выходов Сборников. В целом, здесь необходима работа по достоверности информации и легитимности сделок.  Как положительный факт следует отметить, что практически везде имущество и права на него выставляются на электронные торги. Однако, соответствие их законодательству о приватизации площадкой не проверяется. Мы не даем правовой оценки поступающим документам и сохраняем конфиденциальность по ним, но есть факты, когда заказчиком оценки выступает не муниципалитет, а коммерческая организация.   Или когда отчет об оценке подменяется справкой, заключением эксперта-техника. Понятно, что такие сделки нелегитимны, влекут оспорение их и затраты бюджета. Во многих случая это связано опять же с частой сменяемостью кадрового состава Палат. Полагаю, что нам могли бы оказать поддержку Общественные советы муниципальных районов.

Слайд 8

При этом эффективность нашей экспертной поддержки наглядно демонстрируется простыми расчетами. Привлекаясь по запросам органов власти, независимые эксперты Союза, более чем в 17 судебных процессах в 2022 году подтвердили позицию государства на сумму более 50 млн. рублей.   При экспертизе отчетов об оценке при реализации приоритетных национальных проектов в сфере дорожного строительства в г.Казань экономия  средств бюджета в 2021 году составила  141 733 тыс. рублей, в 2022 – более 110 000 тыс. рублей только по 44 объектам. Общая экономия средств бюджета, с учетом судебно-экспертной деятельности,  может составить в 2022 году более 0,5 млрд. рублей.

Слайд 9

Необходима четкая система планирования сделок, которую и предусматривала Дорожная карта, определения их ресурсного обеспечения до выставления на торги. Также необходима система минимальной подготовки кадров Палат, в нашем случае – в сфере оценки. Несмотря на выполнение и перевыполнение показателей Дорожной карты – необходимо качественно структурно изменить параметры экспертной поддержки.

    Предлагается:

1. Считать эффективной совместную координацию мероприятий Дорожной карты «Активизация экспертно-консультационной поддержки органов исполнительной власти и местного самоуправления в сфере оценочной деятельности» в целях сокращения расходов муниципальных бюджетов, предотвращения оспаривания сделок в судах и повышения качества оценки.

2. Предложить руководителям муниципальных районов обеспечить контроль за выполнением индикаторов Дорожной карты в части своевременного и достоверного мониторинга, представления прогноза сделок с муниципальным имуществом, полного охвата безвозмездной экспертной и консультационной поддержкой НП “Союз оценщиков РТ” органов по управлению муниципальным имуществом муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан в сфере оценочной деятельности (по основным направлениям оценки и действующим оценщикам).

3. Предложить МЗИО РТ продолжить практику, совместных с экспертным сообществом Союза, обучающих семинаров для    органов по управлению муниципальным имуществом в сфере оценочной деятельности.

4. Рекомендовать руководителям муниципальных районов и Общественных советов в муниципальных районах и городских округах расширить взаимодействие с экспертным сообществом Союза в сфере оценочной деятельности в целях противодействия коррупции, подготовки кадров высококвалифицированных оценщиков и повышения качества оценки.