Обзор законопроектных перспектив в сфере оценочной деятельности

13.02.2020

Некоммерческое партнерство “Союз оценщиков Республики Татарстан” подготовило обзор законопроектной и нормотворческой работы в сфере оценочной деятельности, с учетом целого ряда прогнозируемых или декларированных изменений. Оценочное сообщество, заказчиков оценки и обучающие организации, в частности, интересуют вопросы усиления требований к организациям (ст.15.1 135-ФЗ) и оценщикам при оценке государственного(муниципального) имущества, отмена требований по стажу работы, снижение срока пересдачи квалификационного экзамена с 90 до 30 дней, повышение ответственности оценщиков и оценочных организаций, экспертов СРО, ужесточение требований к отчету об оценке и др.  Обзор составлен исключительно по данным открытых источников и не учитывает инсайдерскую информацию. Следует с сожалением отметить, что соответствующий раздел сайта Минэкономразвития РФ сократился до новостей Совета об оценочной деятельности, последние два года функционирующего с нарушениями собственного регламента, определенного НПА…

На рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации находятся три законопроекта (в разной степени готовности). В частности:

Законопроект №471741-7  (зарегистрирован 22.05.2018) 1-е чтение

О внесении изменений в Федеральный закон “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”

        (в части совершенствования регулирования оценочной деятельности)

Законопроектом предлагается признать утратившими силу нормы Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»,  в соответствии с которыми  квалификационный аттестат (свидетельство, подтверждающее сдачу квалификационного экзамена, проводимого в целях подтверждения уровня квалификации) выдается на три года и действует в течение указанного срока; оценщик в течение каждых трех календарных лет, начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата, обязан подтверждать квалификацию путем сдачи квалификационного экзамена (см. части пятую и восьмую  статьи 212 Федерального закона № 135-ФЗ). Кроме того, законопроектом предлагается не применять для лиц, являющихся членами саморегулируемых организаций оценщиков по состоянию на 1 июля 2017 года, положение абзаца третьего части третьей статьи 212 Федерального закона № 135-ФЗ, в соответствии с которым квалификационный аттестат выдается при условии, что лицо, претендующее на его получение, имеет на дату подачи заявления о выдаче данного документа стаж (опыт) работы, связанной с осуществлением оценочной деятельности, не менее трех лет.

15.01.2020   3.2 Рассмотрение Советом Государственной Думы законопроекта, представленного ответственным комитетом. Решение – перенести рассмотрение законопроекта. Перспектива вступления в силу в 2020 году – маловероятная.

 

Законопроект №381390-7 (зарегистрирован 05.02.2018) 3-е чтение

О внесении изменений в Федеральный закон “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации

(в части совершенствования регулирования оценочной деятельности)

 

Наиболее готовый к принятию, так как прошел два основных чтения и принципиальные возражения депутатов и Правового управления Госдумы. Должен был быть рассмотрен в январе 2020, но перенесен на неопределенный срок. Учитывая, что рассмотрение вообще отсутствует в Плане законопроектных работ Госдумы на 2020, Союзом 10.02.2020 был направлен запрос в профильный Комитет Госдумы о перспективах рассмотрения.

 

Законопроектом устанавливается, что профессиональное образование оценщиков осуществляется образовательными организациями по образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам. Законопроектом сокращается также срок, по прошествии которого претендент допускается к повторной сдаче квалификационного экзамена, с девяноста до тридцати дней.

Кроме того, Законопроектом отменяется требование к опыту работы для получения квалификационного аттестата оценщика, в соответствии с которым не менее года из последних трех лет опыта работы кандидата должно приходиться на работу помощника оценщика или оценщика. При этом требование об опыте работы для получения квалификационного экзамена не распространяется на лиц, являющихся членами саморегулируемых организаций оценщиков по состоянию на 1 июня 2018 года.

Законопроектом также вносятся изменения в правила о ликвидации и реорганизации саморегулируемой организации оценщиков. Основное изменение заключается в устранении запрета на реорганизацию некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации оценщиков. Так, в соответствии с нормами Законопроекта саморегулируемая организация может быть реорганизована, но только в форме присоединения одной саморегулируемой организации оценщиков к другой такой же саморегулируемой организации, при этом к саморегулируемой организации — правопреемнику переходят все права и обязанности перед третьими лицами, все члены присоединившейся саморегулируемой организации становятся членами саморегулируемой организации — правопреемника, а внесенные им взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации оценщиков считаются внесенными в компенсационный фонд саморегулируемой организации — правопреемника.

Кроме того, исключается передача имущества национальному объединению саморегулируемых организаций оценщиков в случае прекращения деятельности саморегулируемой организации оценщиков в связи с ее реорганизацией, поскольку в таком случае ее имущество передается саморегулируемой организации – правопреемнику.

Законопроект также вносит ряд изменений в Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке», в том числе в части возможности установления особенностей применения кадастровой стоимости для целей налогообложения законодательством о налогах и сборах.

Наряду с этим Законопроектом отменяется пятилетний ограничительный срок для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости, исчислявшийся с даты внесения в ЕГРН оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Положениями Законопроекта предлагается дополнить требование к арбитражному управляющему по публикации сведений об отчете об оценке наряду с электронной копией отчета об оценке имущества должника в ЕФРСБ.

В частности, предлагается обязать арбитражного управляющего включать в сообщение, публикуемое в ЕФРСБ, такую информацию об отчете об оценке, как: дата составления и порядковый номер отчета об оценке, основание для проведения оценщиком оценки, а также информацию об оценщике и объекте оценки: сведения об оценщике, идентифицирующие оценщика данные (СНИЛС, ИНН), сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков, точное описание объекта оценки в соответствии с отчетом об оценке, дата определения стоимости, определенная оценщиком рыночная стоимость имущества, информация об экспертном заключении на отчет об оценке, идентифицирующие эксперта данные (СНИЛС, ИНН), сведения о членстве эксперта или экспертов в саморегулируемой организации оценщиков, результаты экспертизы. Кроме того, в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, арбитражный управляющий будет обязан включить в публикацию в ЕФРСБ также реквизиты юридического лица и информацию о балансовой стоимости объекта оценки.

Предлагаемое  Законопроектом регулирование призвано упростить поиск по публикуемой в ЕФРСБ информации (данным об оценщике, отчете об оценке и объекте оценки), что представляется затруднительным при публикации арбитражным управляющим только отчета об оценке имущества должника.

Кроме того, Законопроектом предлагается исключить требование по обязательной оценке в составе имущества должника имущества, являющегося предметом залога.

 

16.12.2019 5.2 Рассмотрение Советом Государственной Думы законопроекта, представленного ответственным комитетом. Решение – перенести рассмотрение законопроекта (на январь 2020). В январе – не рассматривался.

 

Законопроект №614320-7   (зарегистрирован 24.12.2018) 1-е чтение

О внесении изменений в Федеральный закон “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” и Федеральный закон “О государственной кадастровой оценке”

(в части уточнения сроков пересмотра кадастровой стоимости)

 

Проектом федерального закона предлагается изложить в новой редакции часть десятую статьи 2418  Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности), которая определяет порядок подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости, в частности, исключается ссылка на статью 24.19 Закона об оценочной деятельности, регулирующую определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик. Поскольку обоснование такого исключения отсутствует, не ясно, в каком порядке может быть подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости указанных объектов.

Наряду с этим Правовым управлением ГД отмечается, что согласно предлагаемой редакции условием, при котором заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию, является сохранение на дату обращения возможности применения результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством. При этом в законопроекте не уточняется, каким образом и кем будет определяться  возможность применения результатов пересмотра. Аналогичное замечание относится к проектируемой редакции части 4 статьи 22 Федерального закона  «О государственной кадастровой оценке».

При этом Государственной Думой принят во втором чтении  законопроект № 381390-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым также вносятся изменения в статью 24.18 Закона об оценочной деятельности (в части срока подачи соответствующего заявления).

 

20.01.2020    3.2 Рассмотрение Советом Государственной Думы законопроекта, представленного ответственным комитетом. Решение – перенести рассмотрение законопроекта

Законопроекты, подготавливаемые для внесения в Госдуму РФ

  1. №02/04/05-19/00091217 (Минэкономразвития РФ, Росреестр) – наиболее актуальный для небольших региональных компаний и органов по управлению государственным и муниципальным имуществом.

О внесении изменений в Федеральный закон ?«Об оценочной деятельности в Российской Федерации» ?и отдельные законодательные акты Российской Федерации ?(в части уточнения положений, устанавливающих права ?и обязанности, в том числе требования при заключении ?и исполнении договоров на проведение оценки)

Прогноз вступления (по паспорту проекта разработчика) – 2021 год. Публичное обсуждение завершено 28.11.2019. В Госдуму РФ не вносился, поэтому ранее декларированный срок вступления в силу – апрель 2020 – объективно не исполним.

Основание для разработки проекта акта: Поручение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № СА-П13-5761.

 

Содержание законопроекта (подробно не приводится, ввиду неясности перспективы сохранения тех или иных положений при обсуждении в Госдуме РФ и, в целом, перспектив, внесения в ГД РФ).

 

Ст.15.1 135-ФЗ дополняется следующим:

“Юридическое лицо, которое намерено заключить с заказчиком договор на проведение оценки объектов, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, дополнительно к обязанностям, установленным статьей 15.1 настоящего Федерального закона, обязано:

осуществлять деятельность в течение не менее семи лет с даты государственной регистрации юридического лица до даты заключения договора на проведение оценки, а в случае если такое юридическое лицо создано в результате реорганизации, – реорганизованного юридического лица (одного из реорганизованных юридических лиц);

иметь в штате не менее пяти оценщиков, для которых данное юридическое лицо является основным местом работы;

иметь в штате не менее двух оценщиков, каждый из которых
в течение пяти лет, предшествующих дате заключения договора
на проведение оценки должен являться членом саморегулируемой организации оценщиков, иметь опыт составления не менее десяти отчетов об оценке объектов, аналогичных объектам, указанным
в договоре на проведение оценки;

не привлекать к проведению оценки объектов, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, оценщика
или оценщиков, в отношении которых саморегулируемой организацией оценщиков когда-либо применялись меры дисциплинарного воздействия в виде приостановления права осуществления оценочной деятельности, рекомендации об исключении из членов саморегулируемой организации оценщиков”

 

Кроме того, в Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ) вносятся изменения, дополняющие требования к оценщикам и оценочным компаниям при заключении договоров на проведение оценки объектов, в том числе принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, закрепляющих обязанность по возмещению убытков, причиненных заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам вследствие использования итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете вне зависимости от обязательности использования итоговой величины стоимости, указанной в отчете об оценке.

 

Полагаем небезынтересным, как для оценщиков, так и для заказчиков оценки, обоснование данного законопроекта:

 

Действующая система отбора оценочных компаний, осуществляющих оценку для государственных и муниципальных нужд, основанная преимущественно на критерии наименьшей стоимости предоставляемых услуг, позволяет получить только экономию бюджетных средств на такую услугу. При таком подходе возникают случаи проведения оценки для государственных и муниципальных нужд оценочными компаниями, не в полной мере обеспеченными необходимыми для проведения качественной оценки ресурсами, в том числе специалистами с надлежащим опытом работы и квалификацией. Сложившаяся правоприменительная практика в части имущественной ответственности оценщика, в рамках которой возмещение убытков, причиненных заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам вследствие использования итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, подписанном оценщиком или оценщиками, производится в основном в случаях обязательной оценки. Таким образом, интересы потребителей услуг оценщиков, обращающихся к оценщику вне рамок обязательной оценки, оказываются не в полной мере защищенными из-за возникающих сложностей, связанных с возмещением убытков, причиненных вследствие использования итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, применение которой не является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Действующие нормы законодательства в области оценочной деятельности не в полной мере обеспечивают защиту прав и законных интересов  потребителей и заказчиков оценочных услуг, в том числе при заключении договоров на проведение оценки объектов, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям. Существующий характер имущественной ответственности оценщиков и оценочных компаний, механизм применения такой ответственности являются в значительной степени декларативными, что не способствует повышению качества оказываемых услуг.

Существующая на сегодняшний день законодательно закрепленная практика отбора оценщиков в рамках заключения договоров на проведение оценки объектов, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, преимущественно не содержит критериев и требований к качеству предоставляемых услуг, позволяя получать заказчику только максимальную экономию бюджетных средств. При таком подходе ключевым критерием отбора служит наиболее низкая цена, не являющаяся показателем качества предоставляемых услуг. Законом № 135-ФЗ установлен ряд требований к обеспечению имущественной ответственности оценщика и оценочной компании, определены основания и порядок возмещения ущерба и (или) имущественного вреда вследствие использования указанной в отчете об оценке итоговой величины стоимости объекта оценки. Вместе с тем сложилась определенная практика, в том числе судебная, при которой возмещение убытков, причиненных заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам вследствие использования итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, подписанном оценщиком или оценщиками, производится в основном в случаях обязательной оценки. При этом потребители услуг оценщиков, обращаясь к оценщику вне рамок обязательной оценки и заключив с ним договор гражданско-правового характера, вправе рассчитывать на гарантированную законодательством защиту своих прав и законных интересов путем возмещения в полном объеме убытков, причиненных вследствие использования итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, подписанном оценщиком или оценщиками.

На сегодняшний день отбор исполнителя для проведения оценки имущества в рамках обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Однако указанная система отбора позволяет получить только экономию бюджетных средств на такую услугу. При таком подходе возникают случаи проведения оценки для государственных и муниципальных нужд оценочными компаниями, не в полной мере обеспеченными необходимыми для проведения качественной оценки ресурсами, в том числе высококвалифицированными специалистами, что подтверждается обращениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также проведенным анализом данных по закупкам услуг в области оценочной деятельности. Сопоставимые с предлагаемыми законопроектом требования установлены действующим законодательством при отборе оценочных компаний для выполнения работ по определению кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки. С учетом того, что оценка кадастровой стоимости имеет повышенную социальную значимость и носит массовый характер, для оценщиков и оценочных компаний при заключении договоров на проведение оценки государственной и муниципальной собственности законопроектом предлагается установить более мягкие требования. В части положений законодательства, касающихся имущественной ответственности оценщиков и оценочных компаний, анализ правоприменительной практики, в том числе судебной, показал неэффективность указанных норм законодательства. Результаты ежегодного системного мониторинга деятельности саморегулируемых организаций свидетельствуют об отсутствии выплат из компенсационных фондов саморегулируемых организаций оценщиков. Данные, сформированные по результатам опроса страховых компаний, также свидетельствуют о крайне низком количестве страховых выплат по договорам страхования ответственности оценщиков. Проанализировав сформированную судебную практику, можно сделать вывод о незначительном количестве случаев привлечения оценщиков к имущественной ответственности. Зачастую суды при рассмотрении дел исходят из необязательности применения определенной оценщиком в отчете об оценке стоимости для совершения сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, факт причинения ущерба или имущественного вреда именно действиями оценщика сложно доказуем, в виду того, что оценщик или оценочная компания не является стороной сделки или лицом, заинтересованным в ее совершении. С учетом изложенного, законопроектом предлагается уточнить положения Закона № 135-ФЗ в части введения дополнительных требований к оценочным компаниям, направленных на защиту прав и законных интересов заказчиков и потребителей при заключении договоров на проведение оценки. С аналогичной целью дополнительной защиты прав и законных интересов потребителей в дополнение к имеющимся правам заказчика оценочных услуг законопроектом предлагается установить право требовать от оценщика и оценочной компании возмещения денежного вознаграждения за проведение оценки, предусмотренное соответствующим договором.