О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

30.03.2020
Законопроект №931192-7  “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” (в части урегулирования отношений, возникающих в связи с необходимостью экстренного реагирования на вызовы, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCOV) разработан с целью урегулирования отношений, возникающих в связи с необходимостью экстренного реагирования на вызовы, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV.
В части оценочной деятельности – статья 9

Законопроект предусматривает следующие изменения:

  1. Уточнение полномочий Правительства Российской Федерации по введению режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.

В частности, предлагается установить право Правительства Российской Федерации в случае угрозы возникновения или при возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций осуществлять полномочия координационного органа единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Кроме того, предлагается дополнить перечень причин возникновения чрезвычайной ситуации распространением заболевания, представляющего опасность для окружающих.

Также предлагается наделить Правительство Российской Федерации (координационный орган единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) правом на введение режимов повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, а также правом на установление обязательных для исполнения правил поведения при введении режимов повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

  1. Установление особого порядка регистрации и обращения лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые предназначены для применения в условиях военных действий, чрезвычайных ситуаций, предупреждения чрезвычайных ситуаций, профилактики и лечения заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
  2. Наделение Правительства Российской Федерации правом в случае чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы заболевания, представляющего опасность для окружающих, на установление ограничений на осуществление оптовой и розничной торговли медицинскими изделиями
    по перечню, который также предполагается устанавливать решением Правительства Российской Федерации. Предельный срок установления таких ограничений – не более чем на 90 дней со дня принятия решения
    об установлении ограничений.
  3. Особенности регулирования государственных и муниципальных закупок.

Предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению в 2020 году иных случаев закупок для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика
(в дополнение к уже установленным Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”), а также правом определять порядок осуществления закупок в подобных случаях.

Кроме того, предлагается установить возможность изменения срока исполнения контракта в случае, если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства.

Также законопроектом предусмотрено списание суммы штрафных санкций в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения
в 2020 году в связи с распространением повой коронавирусной инфекции обязательств, предусмотренных заключенным контрактом.

  1. Возможность введения моратория на возбуждение дел о банкротстве.

В исключительных случаях (в случае угрозы возникновения или при возникновении чрезвычайной ситуации) Правительству Российской Федерации предлагается предоставить право на введение моратория на возбуждение дел о банкротстве. При этом с учетом правоприменительной практики для дел о банкротстве, возбужденных в течение трех месяцев после прекращения моратория, предусмотрено регулирование периодов и сроков признания лиц, заинтересованными по отношению к должнику, оспаривания сделок, определения состава и размера обязательств должника, а также заключения в деле о банкротстве мирового соглашения, которое в период действия моратория может быть заблаговременно согласовано должником с кредиторами.

  1. Поддержка туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, и защита интересов граждан.

Согласно статье Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей”, не допускается оказание услуги без обязательного подтверждения ее безопасности для жизни и здоровья потребителя.
Таким образом, при информировании Ростуризмом об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания фактически устанавливается мораторий на продажу организованных туров. Туристы имеют право на полный возврат стоимости уплаченной суммы за туры, что создает дополнительную финансовую нагрузку на туроператоров и может привести к затруднению исполнения своих обязательств отдельными участниками рынка выездного туризма.

Законопроектом в Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ
“Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” вводится новая статья, которой предусматривается возможность изменения сроков внесения взносов в фонды персональной ответственности, а также механизм использования таких фондов для возврата средств туристам по решению Правительства Российской Федерации по каждой “закрытой” стране.

  1. Возможность установления решениями Правительства Российской Федерации особенностей организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора), в отношении которого применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, а также особенностей в сфере разрешительной деятельности. Правительство Российской Федерации сможет принимать в рамках дополнительных полномочий соответствующие решения в течение 2020 года.

Принятие закона обеспечит защиту здоровья населения и нераспространение новой коронавирусной инфекции 2019-nCoV на территории Российской Федерации, поддержку и обеспечение законных интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и возможность оперативного принятия мер, направленных на оптимизацию деятельности федеральных органов исполнительной власти при осуществлении ими полномочий в сфере контрольно-надзорной и разрешительной деятельности.

В законопроекте отсутствуют положения об обязательных требованиях, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, в связи с чем отсутствует информация о соответствующем виде государственного контроля (надзора), о виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.