Пояснения Минэкономразвития России относительно налогообложения имущества физических лиц от кадастровой стоимости

Источник: Минэкономразвития России

01 августа 2016 г.

В настоящее время активно обсуждается предстоящее получение физическими лицами налоговых уведомлений по налогу на имущество физических лиц от кадастровой стоимости за налоговый период 2015 года в конце 2016 года. С 2015 года переход на налогообложение физических лиц от кадастровой стоимости осуществлен в 28 субъектах Российской Федерации.

Высказываются различные мнения по указанному вопросу, в частности, о неадекватности налоговой нагрузки на физических лиц в связи с переходом на налогообложение от кадастровой стоимости.

Необходимо иметь в виду, что кадастровая стоимость определяется на основе рыночной информации.

Существует две основные ситуации:

1. Кадастровая стоимость соответствует рыночной стоимости (абсолютное большинство квартир).

В таком случае налогообложение на примере двухкомнатной квартиры в г. Москве площадью 50 кв.м. с инвентаризационной стоимостью 500 000 рублей (за 2014 г.) и с кадастровой стоимостью 10 млн. рублей происходит следующим образом.

В качестве налоговой базы принимается кадастровая стоимость квартиры (10 млн. рублей), уменьшенная на величину налогового вычета, предусмотренного в размере кадастровой стоимости, приходящейся на 20 кв.м. этой квартиры. Органами государственной власти Москвы размер такого налогового вычета может быть увеличен.

Фактически облагаться налогом будет 30 кв.м. квартиры, что соответствует кадастровой стоимости в размере 6 млн. рублей.

За первый год (2015 год) в налоговом уведомлении будет содержаться величина налогового платежа, определенного в соответствии с частью 8 статьи 408 НК РФ, в размере 2 400 рублей.

При этом в случае налогообложения такой квартиры от инвентаризационной стоимости величина налога составляла бы порядка 1720 рублей (0,3 процентов от инвентаризационной стоимости, представленной до 1 марта 2013 года и скорректированной на коэффициент-дефлятор (1, 147).

Введение налога на имущество физических лиц осуществляется поэтапно с ростом на 20 % от кадастровой стоимости ежегодно. Для указанного периода платежи будут следующие:

2 период (2016 г.) 3 период (2017 г.) 4 период (2018 г.) 5 период (2019 г.)
Налоговая база 6000000 6000000 6000000 6000000
Налоговый платеж 3300 4200 5100 6000

Такое введение налога неправильно называть резким ростом налогового бремени, с учетом поэтапности и того, что коммунальные платежи в сопоставимой сумме уплачиваются ежемесячно, а налоговый платеж – раз в год.

Более того, облегчается налоговая нагрузка при налогообложении новостроек, поскольку фактически величины налоговых платежей меньше, чем при исчислении налога от инвентаризационной стоимости. Это связано с тем, что инвентаризационная стоимость по новым объектам зачастую выше их рыночной стоимости, и это влекло несправедливое налогообложение, так как по более старым объектам жилого фонда, например, в центре Москвы налог был существенно ниже, а стоят эти объекты на рынке значительно выше.

На федеральном уровне установлен также перечень льготных категорий граждан, освобожденных от уплаты указанного налога по видам объектов недвижимости, к которым относятся, прежде всего, пенсионеры, инвалиды.

Несмотря на в целом сбалансированный подход к постепенному переходу к налогообложению от рыночных показателей было возможным проведение новых оценок в течение этого пятилетнего периода, а рост налоговой нагрузки мог оказаться непредсказуемым.

Для исключения такого роста налоговой нагрузки принципиально было зафиксировать налоговую базу в указанный период.

В этой связи принят Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 360-ФЗ), предусматривающий в том числе:

  1. фактический запрет на проведение новых государственных кадастровых оценок рыночными оценщиками в период с 2017 по 2020 год;
  2. применение в течение указанного периода меньшей кадастровой стоимости, определенной после 1 января 2014 г. или года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.

Согласно Федеральному закону № 360-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости, полученные по итогам оспаривания кадастровой стоимости, должны учитываться в пользу налогоплательщиков.

2. Кадастровая стоимость определена с «ошибками», не соответствует рыночной стоимости (небольшое количество жилых объектов).

Исправление допущенных в предыдущих периодах при кадастровой оценке ошибок возможно в упрощенном порядке. Так, например, органы исполнительной власти, утвердившие ошибочно определенные результаты кадастровых оценок, вправе инициировать такое исправление.

Также существует возможность оспаривания кадастровой стоимости на основании установления рыночной стоимости.

Для совершенствования процедуры кадастровой оценки принят и 1 января 2017 г. вступает в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ).

Федеральным законом № 237-ФЗ предусмотрен новый порядок проведения государственной кадастровой оценки постоянно действующим специализированным государственным бюджетным учреждениям субъекта Российской Федерации.

За таким учреждением закрепляется комплекс функций, направленных на непрерывное сопровождение процесса определения кадастровой стоимости:

  • определение кадастровой стоимости по единой федеральной методологии;
  • представление детальных разъяснений определения кадастровой стоимости, рассмотрение жалоб, связанных с несогласием с ее определением;
  • оперативное внесудебное исправление допущенных при определении кадастровой стоимости ошибок;
  • осуществление постоянного сбора, обработки, систематизации и накопления сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости.

Ответственность за результаты кадастровой оценки концентрируется на таком учреждении.

К работникам такого учреждения Федеральным законом № 237-ФЗ представлены минимальные требования, при этом предусмотрена возможность установления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области государственной кадастровой оценки, дополнительных требований к ним.

Федеральным законом № 237-ФЗ предусмотрена подготовка к проведению кадастровой оценки, в рамках которой должен быть осуществлен сбор всей необходимой для проведения такой оценки информации.

Важным аспектом Федерального закона № 237-ФЗ является также существенное упрощение процедур исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, путем непосредственного обращения в учреждение, которое такую кадастровую стоимость определило.

Таким образом, проведение кадастровых оценок в будущем будет осуществляться под полной ответственностью субъекта Российской Федерации учрежденными им бюджетным учреждением только после накопления ими в полном объеме необходимой для проведения кадастровой оценки информации. Первые оценки по новому порядку возможны не ранее 2018 года, а применение их результатов не ранее 2019 года.

Ниже приводятся наиболее распространенные вопросы по применению кадастровой стоимости.

1. В каких субъектах осуществлен переход к налогообложению от кадастровой стоимости? Когда перейдут на этот расчет остальные?

Перечень субъектов, в которых начиная с 2015 года по налогу на имущество физических лиц в качестве налоговой базы выступает кадастровая стоимость Перечень субъектов, в которых начиная с 2016 года по налогу на имущество физических лиц в качестве налоговой базы выступает кадастровая стоимость
№ п/п Субъект Российской Федерации Субъект Российской Федерации
1 Республика Башкортостан Чеченская Республика
2 Республика Бурятия Кабардино-Балкарская Республика
3 Республика Ингушетия Республика Хакасия
4 Карачаево-Черкесская Республика Чувашская Республика
5 Республика Коми Республика Калмыкия
6 Республика Мордовия Ставропольский край
7 Республика Татарстан Брянская область
8 Удмуртская Республика Тульская область
9 Амурская область Костромская область
10 Архангельская область Белгородская область
11 Владимирская область Кировская область
12 Ивановская область Ленинградская область
13 Магаданская область Вологодская область
14 Московская область Кемеровская область
15 Нижегородская область Омская область
16 Новгородская область Калининградская область
17 Новосибирская область Курская область
18 Пензенская область Воронежская область
19 Псковская область Камчатский край
20 Рязанская область Челябинская область
21 Самарская область г. Санкт-Петербург
22 Сахалинская область
23 Тверская область
24 Забайкальский край
25 Ярославская область
26 г. Москва
27 Ханты-Мансийский А.О.
28 Ямало-Ненецкий А.О.
Перечень субъектов, в которых введены особенности налогообложения налогом на имущество организаций от кадастровой стоимости
№ п/п с 2014 года с 2015 года с 2016 года
1 Амурская область Республика Алтай Кировская область
2 Кемеровская область Республика Башкортостан Вологодская область
3 Московская области Республика Бурятия Республика Северная Осетия – Алания
4 Москва Республика Коми Алтайский край
5 Республика Татарстан Белгородская область
6 Республика Хакасия Самарская область
7 Удмуртская Республика Рязанская область
8 Чеченская Республика Саратовская область
9 Ивановская область Костромская область
10 Липецкая область Курганская область
11 Магаданская область
12 Новосибирская область
13 Пензенская область
14 Псковская область
15 Сахалинская область
16 Свердловская область
17 Томская область
18 Тульская область
19 Тюменская области
20 Забайкальский край
21 Приморский край
22 Ставропольский край
23 Ханты-Мансийский АО-Югра
24 Санкт-Петербург

Согласно требованиями Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) субъектами Российской Федерации устанавливается единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогам на имущество физических лиц и организаций исходя из кадастровой стоимости. Все субъекты Российской Федерации до 2020 должны перейти на исчисление кадастровой стоимости по указанным налогам от кадастровой стоимости.

2. Как рассчитывается налоговая база?

По налогу на имущество физических лиц порядок определения налоговой базы установлен в главе 32 НК РФ (статьями 402, 403, 404), порядок исчисления суммы налога – статьей 408 НК РФ.

По налогу имущество организаций порядок определения налоговой базы установлен в главе 30 НК РФ (статьями 375, 376, 377, 378.2 НК РФ), порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу – статей 382 НК РФ.

3. Каков перечень льготных категорий граждан, освобожденных от уплаты налога, имеющих льготы по его уплате?

Федеральные льготы установлены в НК РФ, в статье 381 НК РФ – по налогу на имущество организаций, в статье 407 НК РФ – по налогу на имущество физических лиц.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) также могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы, не предусмотренные в НК РФ.

4. Что нужно делать, если пришла «платежка» с новым налогом на имущество физических лиц, а сумма, указанная в ней, сильно завышена?

Прежде всего, необходимо осуществить проверку кадастровой стоимости на предмет наличия ошибок, допущенных при ее определении, для чего обратиться в государственный орган субъекта Российской Федерации, ответственный за проведение кадастровой оценки, или в Правительство/Администрацию субъекта Российской Федерации для передачи обращения по подведомственности.

5. Что делать, если данные из Государственного Кадастра недвижимости верны, но кажется, что оценка все равно завышена?

В настоящее время кадастровую стоимость возможно обжаловать в порядке, предусмотренном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (при территориальных управлениях Росреестра) или в суде субъекта Российской Федерации.

6. По результатам оспаривания кадастровой стоимости суд принял сторону муниципалитета. Что делать?

В указанном случае возможно обжаловать решение суда в установленном процессуальным законодательством Российской Федерации порядке.

7. В течение какого времени пересматривается кадастровая стоимость? Будет ли применяться понижающий коэффициент в случае кризисного падения рыночных цен на недвижимость?

В комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости заявление о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено в течение месяца с даты его поступления согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в суде – в порядке, установленном статьей 141 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусмотрена обязанность субъекта Российской Федерации провести внеочередную оценку в случае резкого падения рыночных цен (более чем на 30%).

8. Можно ли самостоятельно рассчитать стоимость налога исходя из кадастровой оценки недвижимости?

Ознакомиться с величиной кадастровой стоимости возможно путем обращения к публичной кадастровой карте на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по ссылке http://pkk5.rosreestr.ru/#x=11554711.454933215&y=10055441.599232893&z=3.

Рассчитать величину налога возможно путем обращения к калькулятору земельного налога и налога на имущество физических лиц, исчисляемых от кадастровой стоимости, на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по ссылке https://www.nalog.ru/rn77/service/nalog_calc/.

9. Сохранится ли институт независимых оценщиков? Как они будут работать вместе с государственными учреждениями?

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрен запрет на проведение кадастровых оценок независимыми оценщиками в период до 2020 г. При этом независимые оценщики привлекаются при оспаривании кадастровой стоимости для индивидуального расчета рыночной стоимости конкретного объекта недвижимости.