Особенности получения бесплатной цифровой подписи в ФНС с 1 июля 2021 года.

Обязанность оформлять квалифицированные ЭЦП возложена на ФНС только с 2022 года. С этого же 2022 года срок действия квалифицированных подписей, которые выдают коммерческие удостоверяющие центры, закончится.

Но ФНС проявила инициативу и решила досрочно оформлять квалифицированные ЭЦП уже с 1 июля 2021 года.

Кто может получить бесплатную ЭЦП.Обратиться за получением квалифицированного сертификата в удостоверяющий центр ФНС могут:компания;индивидуальный предприниматель;нотариус.То есть получить квалифицированную ЭЦП в аккредитованном центре ФНС смогут лица, которые действуют от имени организации без доверенности, предприниматели и нотариусы по предварительной записи.
Кто не сможет получить ЭЦП.ФНС не выдаст квалифицированную ЭЦП обычным гражданам и уполномоченным представителям коммерческих организаций. Получить подпись они смогут в платных удостоверяющих центрах после их аккредитации в соответствии с требованиями Закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ.Кроме того, налоговики не выдают электронные подписи:кредитным организациям,операторам платежных систем,не кредитным финансовым организациям;должностным лицам государственных и муниципальных органов, а также организациям, подведомственным этим органам. Такие организации и должностные лица с 2022 года получают квалифицированную ЭЦП в удостоверяющих центрах Центробанка и Федерального казначейства соответственно.
Как получить подпись.Для получения ЭЦП необходимо предварительно записаться в ФНС. С 1 июля 2021 года подать заявление на выпуск можно через «Личный кабинет физлица» на официальном сайте ФНС.Чтобы получить квалифицированный сертификат в удостоверяющем центре ФНС, надо предоставить пакет документов. В него входит:документ, удостоверяющий личность;СНИЛС;USB-носитель ключевой информации (токен) для записи квалифицированного сертификата и ключа электронной подписи, сертифицированный ФСТЭК или ФСБ. Если Вы придете в ФНС с обычной USB-флешкой, купленной в магазине, то Вам не запишут на нее квалифицированный сертификат (ЭЦП). Нужно предоставить сотруднику ФНС специальную флешку, которая сертифицирована ФСТЭК или ФСБ. На сайте ФНС перечислены следующие варианты:Рутокен ЭЦП 2.0Рутокен SРутокен LiteJaCarta ГОСТJaCarta-2 ГОСТJaCarta LTESMART TokenESMART Token ГОСТ и др., соответствующие установленным требованиям. Обратите внимание! На один носитель можно записать до 32 ЭЦП. Срок действия полученной в ФНС ЭЦП составит 15 месяцев. Приобрести носитель ключевой информации можно у дистрибьюторов производителей и в специализированных интернет-магазинах. Или же можно использовать имеющиеся носители ключевой информации при наличии действующего сертификата соответствия ФСТЭК или ФСБ на этот носитель.
Как можно использовать подпись от ФНС.Полученной квалифицированной подписью можно подписывать, например:счета-фактуры,первичные документы,налоговые декларации,отчетность в Росстат и внебюджетные фонды.